9 ноября
сего года в селе Хузангаево (Сихтерма) Алькеевского района Республики
Татарстан прошел семинар чувашских литераторов, уроженцев Татарстана.
Около ста персон собрались на хузангаевской земле. Обсуждались проблемы
творческие и околотворческие (как издавать опусы, возобновление издания
альманаха "Шурăмпуç", организация Союза чувашских писателей РТ или
чувашской секции при Союзе писателей РТ и так далее).
Место было выбрано, очевидно,
неслучайно. Во-первых, это родина Народного поэта Чувашии Педэра
Хузангая (1907-1970), одного из бессмертных, имя и творчество которого
многих вдохновляло и до сих пор вдохновляет вступивших на литературную
стезю. Во-вторых,
сам
Алькеевский район и село Сихтерма в частности находятся в центре
булгарского треугольника (столицы Волжской Булгарии: Пюлер, Сувар,
Булгар).
Как писал сам великий Хузангай: "Мое
родное село называется Сиктерме, что в переводе означает качалку для
колыбели. Качалку эту делали из гибкого дерева, чаще всего - из
черемухи. Длинный шест одним концом упирался в потолок избы, на другом
конце висела колыбель из коры липы или вяза. Сгибаясь и выпрямляясь при
качании, шест заменял пружину. По берегам речек Сиктерме и Енче, у
слияния которых расположено село, действительно, буйно цвела черемуха,
перевитая диким хмелем. Это было глухое место бывшей Казанской губернии
(…), далекое от водных путей и железнодорожной магистрали: шестьдесят
верст до ближайшей пристани на Волге, столько же до ближайшей станции.
Село находилось в центре целого куста чувашских селений, как бы
чувашского островка, окруженного морем татарского и русского населения.
(…) В пятидесяти верстах к северо-востоку от нас находился когда-то
известный город Волжской Булгарии Пюлер (ныне Билярск), в двадцати
верстах к западу - другой город Сăвар (Сувар), а на расстоянии девяноста верст к северо-западу 'знаменитый великий город Пăлхар'".
Интересно и другое обстоятельство.
На рубеже ХIX и ХХ веков и в 20-е годы ХХ века наибольшее количество
деятелей чувашской культуры и искусства с земель чувашской диаспоры (как
это называется ныне после образования в Чувашской Автономии в 1920
году) дал именно Татарстан (около 30 персоналий). Для сравнения:
Симбирская губерния - 5 , Башкирия - 6, Самара - 6, Оренбург - 1.
Назовем лишь некоторых великих: Иван Яковлев - патриарх чувашской
нации, создатель новочувашской письменности, просветитель; два Краснова -
Асли и Кĕçĕнни, абсолютно народный поэт Шелеби,
политик и творец новой чувашской философии Метри Юман (1885-1939),
грозная тень (идеологическая) которого нависала над всей чувашской
культурой, а идеи которого до сих пор актуальны. Один из
основоположников чувашского театра, организатор "Чувашстудии" в 30-е
годы Иоаким Максимов-Кошкинский, опять же абсолютно народный поэт
Валентин Урташ и многие другие.
Откуда и почему произошел такой выброс чувашской национальной энергии?
Наверное, одним из факторов была
булгаро-чувашская почва, плюс кипящий между революциями 1905-06 - 1917
годов казанский котел, где и чуваши подавали свой голос. Отголоски
революционного гула доходили и до отдаленных чувашских селений.
Семинар в целом происходил под
знаком Хузангая (у него и был подзаголовок "Уроки Хузангая").
Литераторы, приехавшие практически из всех районов Татарстана, говорили
речи, читали стихи, дарили друг другу свои книги. И это было
замечательно.
В течении семинара часто повторялся
тезис: "Если чуваши во всем мире вымрут, то все равно татарские чуваши
останутся". Своеобразный чувашско-татарский национализм. С учетом
прошлого, наверное, приходится с этим согласиться.
Текст: Атнер П. Хузангай
Фото: Александр Казанков http://www.irekle.org/articles/i24.html
|