Мы зла никому не желаем
Немного об истории, и не только о ней...
«Они не любят, они ненавидят нашу великую Россию!» - твердят про нас борцы с
чувашским национализмом и сепаратизмом. – Они хотят, чтобы Чувашия вышла из
состава России и стала независимым государством!».. Так любим ли мы Россию?
Вопрос, конечно, интересный. Передо мной – очень редкая книга: «Иван Яковлевич
Яковлев. 1848 – 1930. Под редакцией профессора Ф.Н. Петрова. «Чувашиздат», 1948
г.». Автор не указан.( Правда, ветеран Симбирской чувашской школы П. Т. Золотов
незадолго до своей кончины всё же назвал мне его имя. Им, по словам П. Т.
Золотова, является сын И. Я. Яковлева, выдающийся историк, член – корреспондент
АН СССР Алексей Яковлев.
«Чуваши не заслужили от своих исторических соседей, - говорится в первой главе
этой книги, - в их преданиях, сказаниях и летописях ни одного упрека в
предательстве или измене… Положительные качества не снискали им, однако, особо
почетного положения со стороны грубой и жесткой царской администрации XVII-XIX вв.,
знавшей только одно: на чуваш можно положиться в смысле исправного поступления
платежей, точного исполнения повинностей и усердия при обработке ими своих
полей, на какой бы скудной почве они ни сидели...Вся их природная энергия ушла
на самосохранение».
Я позволю себе напомнить моим читателям еще несколько высказываний выдающихся
людей, которых просто невозможно заподозрить в русофобии.
Н.М.Карамзин. «История государства Российского»: «Вступив на землю Черемисскую
(читайте: и Чувашскую – В.Т.), изобильную хлебом и скотом, - управляемую
собственными князьями, но подвластную царю Казанскому, - россияне истребили
всё, чего не могли взять в добычу, резали скот и людей, жгли не только селения,
но и бедных жителей, избирая любых в пленники. Наше право войны было еще
древнее, варварское; всякое злодейство в неприятельской стране считалось
законным».
А. И. Герцен. «Былое и думы»: «Настоящий клад для земской полиции это вотяки,
мордва, чуваши…Полиция и чиновники делают невероятные вещи с этими бедняками».
В.И.Немирович – Данченко. «Великая река»: «Чуваш нынче далеко не тот загнанный
инородец, которого несколько лет тому назад за человека не считал русский
колонизатор Поволжья… Русские купцы их тиранили, потому каждое село расположено
так, что вы приметите его только тогда, когда уткнетесь в ближайшие дома».
Н. Я. Марр. «Чуваши – яфетиды на Волге»: «Современная общая национальная
отсталость чувашей, в первую голову экономическая, и в связи с нею, понятно, и
культурная, есть в значительной мере плод системы двух империалистических
общественностей и культур, ближайшее русской, а раньше татарской».
Комментарии, думается, излишни.
«Нынче у нас бог знает что делается на Руси»,- негодовал в конце XIX века
казанский архиепископ Палладий. – Грузины, осетины, татары все лезут учиться, и
каждый хочет по-своему. Нужно по-русски учить! Вон Яковлев хочет чувашить, а
чуваш нужно русить… Богослужение инородцам Синод дал не ради того, чтобы оно
совершалось по- своему, а чтобы поскорее (их) обрусить». (Цитируется по книге
«И.Я. Яковлев. 1848 – 1930 г. Чувашиздат», 1948 г., с. 79-80).
История, как видим, повторяется, наследники казанского архиепископа продолжают
его дело. Ибо главной целью внутренней политики Российского государства с
самого его зарождения было и есть то, что Палладий точно и емко обозначил двумя
словами: нужно русить.
Отношение к колониальным народам и в Советской России было таким же, если не
более бесцеремонным, как и при «их величествах» и палладиях. Чего не удавалось
добиться царскому самодержавию, того удалось добиться большевикам. Благодаря
ленинской партийно – государственной национальной политике мы, «инородцы»,
сегодня имеем собственные «потерянные поколения», целые армии айтматовских
«манкуртов».
….Зная ВСЁ ЭТО и видя ВСЁ ЭТО, трудно испытывать чувство искренней и нежной
любви к «великой и неделимой».
А что касается … ненависти, то в нас ее, хотите - верьте, хотите – не верьте, н
е т. Мудрая чувашская пословица гласит: «Чулпа перекене ҫăкăрпа пер» ( В тебя
бросили камень, ответь хлебом»). К тому же палладии – это еще не вся Россия –
это и Александр Радищев, и Александр Пушкин, и Александр Герцен, и Лев Толстой,
и Николай Гарин – Михайловский, и Максим Горький и многие другие, просто
порядочные русские, оставившие для истории сочувственные и доброжелательные
высказывания о чувашах и чувашском народе. Россия – это десятки, сотни русских
врачей, педагогов, ученых и т. д., самоотверженно помогавших и помогающих
чувашам. Россия – это и те русские, которые, несмотря на всякого рода
провокации и лавину дезинформации, понимают, что чувашский народ имеет законное
право стать хозяином своей судьбы, своей государственности. Уверен: со
временем, когда обманутые сегодняшней античувашской пропагандой граждане
разберутся в том, кто есть кто, число таких русских в суверенной Чувашии будет
расти и расти! В. Тургай
|