ПИХТАН — XVII ĕмĕрти чаплă чăваш паттăрĕ. Вăл Сăр шывĕ тăрăхĕнчи Асламас ялĕнче пурăннă. XVII
ĕмĕрĕн вĕçĕнче Атăлçи халăхĕн çĕрĕсене чиркӳсемпе мăнаcтырсем валли
турта-турта илме пуçланă. 1684 çулта ясак тӳлесе тăракан Сăр шывĕ
хĕрринчи чăвашсем çакна хирĕç çĕкленнĕ. Анчах пупсемпе мăнахсем те,
янтăпа пурăнма хăнăхнăскерсем, çĕнĕ çĕрсем туртса илессине хăйсен тӳрĕ
ырлăхĕ тенĕ. Çак усал ĕçре Вылă çумĕнчи Николаевски
мăнастырь уйрăмах палăрса тăнă. Кунти мăнахсем, пупсем çывăхри çĕрсене
çеç мар, Асламас, Мучар, Янăм ялĕсен çĕрĕсене те каса-каса илме тытăннă.
Çапла
вара ун чухне Пихтанпа унăн юлташĕсем кăралланса кĕрешмесĕр май çуккине
питĕ лайăх ăнланса илнĕ. Вăл Мучар ялĕнче пурăнакан Аптячпа (Аптяк)
тата Янăм ялĕнчи Мăрсайпа Терекен ятлă пĕртăвансемпе калаçса татăлать те
пĕтĕм халăха кĕрешĕве чĕнет. Чăвашсем пĕр çын пек хăйсен çĕрне сыхлама
çĕкленнĕ. Вĕсем ухăсемпе кăраланнă, сăнăсемпе пуртăсем илнĕ те хаяр
кĕрешĕве тухнă. Юнлă çапăçура пусмăрçăсене ним юлми çĕмĕрсе тăкнă.
Вуламалли: В.Д.Димитриев, «История Чувашии XVIII века» Юхма Мишши, «Авалхи чăвашсем», Шупашкар, 1996.
------- ПИХТАН Крестьянская
война 17-го века в душе нашего народа оставила неизгладимый след. Да,
царизм тогда победили. Но он понял, что народы Поволжья и Урала так
дальше жить не будут : надо дать им льготы и разные послабления. В то же
время и сами народы поняли, что в открытой борьбе поодиночке они
победить царизм не могут. Нужно соединить усилия, крепить дружбу друг с
другом.
Одним из тех, кто понял это и стремился укрепить дружбу с русскими крестьянами, был Пихтан. Пихтан жил на правом берегу Суры, в селе Асламас. В
конце 17 века плодородные земли чувашей стали захватывать монастыри и
церкви. И в 1684 году ясачные чуваши поднялись на защиту своих земель.
Они поклялись, что не отдадут свои земли ни церкви, ни монастырям. Особенно
преуспевал в деле изъятия чувашских земель Николаевский монастырь,
расположенный у села Выл. Здешние монахи стали отрезать самые лучшие
земли многих сел, в том числе Асламаса, Мучара, Яныма. И тогда
свободолюбивые чуваши поняли, что без вооруженной борьбы им не сохранить
свои земли. Пихтан договаривается с Аптяком, живущим в селе Мучар, с
Марсаем и Терекенем, живущими в селе Яным,и позвал весь народ к борьбе
за свои права. Чуваши вспомнили, как они совсем еще недавно под
руководством Пайтула и Туйтимера били царевых слуг. Они помнили, что их
отцы и деды были патторами. Все стали вооружаться луками, копьями и
боевыми топорами. Это было вооруженное восстание. Чувашские
повстанцы под руководством Пихтана перестреляли царевых слуг, захватили
курмышского воеводу И. Кугушева и его людей, объявили свои земли
свободными ни от кого бы то ни было. Это произошло в мае 1694 года. Пихтан
и другие стали собирать боевые отряды для борьбы с царскими
войсками,которые были отправлены из Нижнего Новгорода и Арзамаса для
подавления восстания. Это восстание было направлено против царизма и
православия, которые начали проглатывать весь чувашский народ, не только
уничтожая его культуру, вековые традиции, менталитет,но и отнимая его
земли. Когда и как погиб Пихтан неизвестно. В общем то мы не знаем
огромное количество таких людей, поднимавших народ на сопротивления
угнетателям. Это плохо изучалось до сих пор, что несомненно печально.
Источник: Сто семнадцать великих болгаро-чуваш. М.Н.Юхма