О единстве и разнообразии тюркского мира
Но вверху Небо (Тенгри) тюрков и священная
Земля (Йер) и Вода (Су) тюрков так сказали:
"Да не погибнет... народ тюркский, народом и
останется".
Большая надпись в честь Кюль-Тегина,
731 г.н.э.
Современный
тюркский мир (Türk Dünyası) поражает своей протяженностью в
пространстве, единством, сохранившимся несмотря на все исторические
катаклизмы, которые пришлось пережить тюркам во времени, разнообразием
политических устремлений и культурным своеобразием. Выйдя из
центрально-азиатского "котла" - своей алтайской прародины, на
протяжении веков двигаясь на запад в составе гуннских племен,
монгольского похода Чингисхана, собственно тюркских миграций,
сформировавшись как отдельные народы в средне- и новотюркский периоды (с
XIII по XIX вв.) и обретя свою "Новую родину" в самых разных местах
Евразии, испытав и смену религий, и влияние других неродственных языков
и культур, и смену политического строя в тех государственных
образованиях, куда им приходилось входить, а также обретая и теряя свою
собственную государственность, тюрки сохранили свое лицо, свой образ
мира и, в значительной мере, языковую общность и близость культурных
традиций.
Это
свидетельствует о том, что тюрки имеют большой потенциал жизненной
энергии и в самых неблагоприятных условиях сохраняли силу духовного
сопротивления.
Нынешняя
геополитическая ситуация, когда карта мира меняется на наших глазах,
заставляет нас вспомнить об общетюркских ценностях и одновременно
реалистично подойти к конкретным условиям, возможностям и целям
социально-экономического, политического и национального развития
каждого тюркского народа в пределах границ тюркского мира. При этом
система глобальных координат типа: Восток-Запад или Север-Юг, может
оказаться, на мой взгляд, не совсем адекватной для построения модели
процессов тюркского возрождения, консолидации и обретения нового
единства, особенно, если иметь в виду постсоветское
(посткоммунистическое) пространство - РФ, СНГ. Нужна более мелкая сетка
координат, которая позволит учесть особенность положения отдельного
тюркского этноса. Ниже я пытаюсь изложить самые предварительные подходы к
этой сложной теме.
Очевидно,
что внутренние проблемы, которые пытается решать каждый тюркский народ в
последние 4-5 лет, тесно связаны с историческим прошлым данного народа и
одновременно определяются социально-демографической характеристикой,
экономическим положением, политической температурой региона и иными
параметрами. Историческое прошлое включает в себя особенности этно- и
топогенеза народа, степень осознания своей истории, наличие или
отсутствие древней письменной традиции. В этом отношении в советский
период тюркской истории была проделана "большая" работа по стиранию
исторической памяти, проводившаяся дважды реформа письменности привела к
разрыву историко-культурной традиции, историческая наука не давала
знания реальной истории народов и писалась только с точки зрения одного,
преобладающего в количественном отношении, русского этноса, иными
словами, была фальсифицирована. Тем не менее созидание "новой
исторической общности" - советского народа - потерпело сокрушительный
крах, что и явилось основной причиной распада Советского Союза.
Из
социально-демографических факторов одним из влиятельных является наличие
русского (русскоязычного) населения как в новых независимых тюркских
государствах, так и тем более в республиках в составе РФ. В основной
своей массе, вероятно, они не имеют намерения и желания быть гражданами
иностранного государства. Этому сопротивляется их менталитет, их
привычная психология играть роль "старшего брата", их дискомфорт при
проведении языковой политики, направленной на укрепление позиций и
расширение общественных функций того или иного тюркского языка, их
незнание культуры, обычаев того народа, среди которого они живут.
Ожидать
от них поддержки "казахского", "татарского", "хакасского", "чувашского"
патриотизма приходится с большим трудом. Пережитки советского
имперского прошлого в сознании людей будут давать еще о себе знать.
Должна пройти естественная смена поколений, чтобы ситуация в этом
отношении улучшилась.
Положительной
социально-демографической характеристикой тюркской части бывшего
Советского Союза является устойчивая тенденция повышения рождаемости,
вызвавшая сильный прирост коренного населения, особенно в
среднеазиатских тюркских республиках и в Казахстане.
Другим
важным фактором является дисперсное расселение ряда тюркских этносов,
проживающих в разных национально-государственных и
административно-территориальных образованиях (ногаи, караимы, шорцы).
При том, что они не имеют собственной автономии хотя бы в форме
национального района или области. Такие народы, соответственно,
практически не имеют представительства в органах государственной
власти и управления любого уровня и не могут защищать свои
национально-культурные интересы, реализуя хотя бы в минимальной форме
свое неотъемлемое право на самоопределение. Для некоторых тюркских
народов процесс создания (воссоздания) национально-государственной или
административно-территориальной автономии сопровождается сложным, даже
драматичным, процессом возвращения на свою историческую родину
(крымские татары, турки-месхи).
Ряд
тюркских народов имеет значительную по численности национальную
диаспору. Проблема тюркской диаспоры имеет два разных измерения. С одной
стороны, имеются тюрки на территории Российской Федерации, имеющие
соплеменников, проживающих за пределами своих республик, в основном на
территории же РФ среди русскоязычного населения. Здесь можно назвать
татар, чуваш, башкир. Сюда же можно отнести и проблемы тюрков из СНГ,
проживающих в РФ. Это казахи, узбеки, туркмены, кыргызы, азербайджанцы,
которые в количественном отношении представляют собой немалую часть
российского населения. Одним словом, существуют проблемы, если так можно
сказать, российских тюрков. Другие народы имеют значительную диаспору в
дальнем зарубежье. Большей частью эта диаспора проживает в
государствах, граничащих с "тюркским миром" (Китай, Монголия, Иран,
Афганистан, Ирак, Болгария). Это уйгуры (Восточный Туркестан -
Синьцзян), тувинцы, азербайджанцы, казахи, узбеки, туркмены, кыргызы,
салары, татары, турки. В последнее время центры тюркских диаспор
возникают и в Западной Европе (в основном турецкие) и в США (турецкие,
татарские, уйгурские). В общетюркском движении у зарубежной диаспоры,
безусловно, есть свой голос и опыт сотрудничества с различными
международными неправительственными организациями.
Экономический
кризис, конечно же, поразил и все тюркские народы. Деформированная
советская экономика, которая развивалась в рамках так называемого
единого народно-хозяйственного комплекса СССР, никогда не была
направлена на удовлетворение нужд людей,
а была,
как известно, в значительной степени подчинена интересам
военно-промышленного комплекса, и ее приоритетом было поддержание
статуса страны как сверхдержавы. При этом переход к нормальной рыночной
экономике сопровождается в регионах крайне негативными социальными
последствиями. В тюркских регионах к этому еще и прибавляется то
обстоятельство, что преобладающую часть хозяйственной номенклатуры и
управленцев составляют не национальные кадры, в то время как рабочая
сила - это в основном коренное население. В процессе приватизации
поэтому социальное и имущественное расслоение имеет тенденцию проходить
и по национальному признаку.
К этому
следует прибавить и то, что многие тюркские народы, проживая на
территориях с огромными природными богатствами и сырьевыми ресурсами, не
являются хозяевами на собственной земле и вынуждены работать на
потребу прежде союзного, ныне - российского "центра". Наиболее ярким
примером, вероятно, здесь является Республика Саха (Якутия), хотя здесь в
последнее время реализован ряд инициатив, укрепляющих основу
экономического суверенитета республики и позволяющих вести
самостоятельную внешнеэкономическую деятельность.
Экологическая
безопасность тюркских регионов и охрана естественной среды обитания
оставляют желать много лучшего. Этот фактор уже в совокупности с другими
социально-экономическими факторами ведет к уменьшению естественного
прироста населения и повышению уровня смертности. Так, в Чувашской
Республике в 1992 году по сравнению с 1991 годом прирост населения
уменьшился в 2 раза, при этом смертность возросла на 5,3%.
Политическая
ситуация у разных тюркских народов также складывается неодинаковым
образом. Это зависит от целого комплекса причин. После распада СССР в
августе 1991 года возникло еще 5 независимых тюркских государств,
которые хотя и входят в СНГ, но уже получили международное признание.
Бывшие автономные республики - субъекты РФ (за исключением Республики
Татарстан) с разной степенью активности ведут борьбу за провозглашенный
ими суверенитет, стремясь укрепить его за счет разграничения между
федеральной, республиканской и муниципальной собственностью, за счет
увеличения нормативов отчислений от федеральных налогов в свой бюджет,
укрепляя свою законодательную базу, в том числе путем ускоренной
разработки и принятия собственных Конституций. Надо сказать, что часто
декларируемый федеральными властями в качестве одной из основ будущего
конституционного устройства РФ принцип федерализма, несмотря на
подписанный Федеративный договор, не определяет пока характера
взаимоотношений с субъектами.
Такие
"новые" тюркские республики юга Сибири, как Республика Горный Алтай и
Республика Хакасия, пока еще только нарабатывают опыт в становлении
своей государственности. В особой ситуации находятся гагаузы внутри
Республики Молдова.
Кавказские
тюркские народы, находясь в непосредственной близости от самых горячих
точек на территории бывшего Союза ССР (война Абхазии и Грузии,
карабахский конфликт, осетино-ингушское противостояние, борьба Чечни за
свою независимость), естественно испытывают все последствия
общекавказской нестабильности.
Внутреннюю
политическую ситуацию также определяет наличие тех или иных
политических сил (партий, движений, национальных фронтов), которые так
или иначе выражают самосознание народа и его волю.
Хотя, конечно же, о реальной, сложившейся многопартийности в тюркских обществах говорить не приходится.
Вызывает
некоторое беспокойство и оживление неокоммунистического движения,
манипулирующего на трудностях нынешнего социально-экономического кризиса
и чувстве ностальгии по прошлым временам, которое сохранилось у
значительной части населения. Невысокий уровень политической культуры
оппонентов, отсутствие демократических традиций и по-настоящему
независимых средств массовой информации - все это общие признаки
постсоветского общества, которые не миновали и тюрков. Сами системы
политической власти в тюркских республиках находятся еще в процессе
становления и не подтверждены во многих случаях такими формами народного
волеизъявления, как референдум, или действительно свободными
демократическими выборами органов представительной и исполнительной
власти. Да и то сказать, тюркские политики новой генерации сами
только-только формируются в стычках, дискуссиях и перипетиях
сегодняшнего смутного времени.
На
общетюркских форумах, в том числе и на конгрессах (курултаях) Ассамблеи
тюркских народов часто провозглашается идея тюркского единства, которая
восходит к политической философии тюркизма, активно разрабатываемой в
20-е годы Зия Гекалпом, Юсуфом Акчурой и Измаилом Гаспрали. Последнему
также принадлежит известный лозунг "Dilde, Fikirde, Işte - birlik!" - "Шухăшра, Сăмахра, Ĕçре - пĕрлĕх!".
Этот лозунг хорошо отражает этнокультурную основу тюркской общности. И
тем не менее пока следует констатировать, что тюркские народы, находясь
в одном этническом поле, представляют собой особый суперэтнос с
целостной, но мозаичной структурой (в терминах Л.Н.Гумилева).
С учетом
разных параметров можно выделить такие элементы структуры тюркского
мира, как центр и периферия. Турецкая Республика выступает как
экономический и политический центр для тюркских народов, стремясь
налаживать связи с ними и ведя активную внешнеполитическую
деятельность.
В
исторической перспективе, с опорой на национально-культурную и
религиозную традиции, можно выделить мусульманский центр (Средняя
Азия?), древнетюркский (тенгрианский) центр, объединяющий тюрков южной
Сибири - шорцев, алтайцев, хакасов, тофаларов и отчасти саха (якутов). У
последних наблюдается своеобразное сочетание православия с сильной
шаманистической традицией. Периферией по отношению к Тенгри выступают
тыва - буддисты, продолжающие древнюю уйгурскую традицию.
Достаточно легко выделяются среди тюрков православные окраины - гагаузы, чуваши, урумы и те же саха.
Само собой
разумеется, что мусульманская цивилизация пустила наиболее глубокие
корни в морали, менталитете и духовной культуре большей части тюркских
народов.
В особое положение ставит караимов их иудаистское вероисповедание, так или иначе связанное с хазарской традицией.
Сохранность исторической памяти и степень осознания общетюркских ценностей тоже неодинакова у разных тюркских народов.
То есть
огромная протяженность современного тюркского мира отчасти
преодолевается этнокультурной традицией, которая может и должна
возродиться.
Важнейшим
средством общетюркского единства мог бы выступать и единый язык
межнационального общения. Существует проект конструирования так
называемого среднетюркского языка (Urta Türk). Но такой язык, скорее
всего, может быть создан лишь на огузокыпчакской основе, и он
действительно объединит среднеазиатских и кавказских тюрков, гагаузов,
татар, башкир. Но при этом отпадут чуваши и южносибирские тюркские
народы, а также саха. Более реалистичным представляется переход на
унифицированный алфавит на основе латиницы.
Представляется
также очень актуальным начало работы по созданию единого
культурно-информационного пространства тюркских народов.
Словом,
Ассамблее тюркских народов, предстоит многое сделать, чтобы
консолидация и солидарность тюркских народов были реализованы, как в
экономическом и политическом, так и культурологическом аспектах.
1993, сентябрь
В статье использовано фото Андрея Черкасова с сайта www.litkarta.ru http://www.irekle.org/articles/i15.html
|